межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов

125167, г. Москва,
Ленинградский проспект, 37,
кор. 9, 4-й подъезд, офис №609

mail@aopa.ru
Тел. +7 (495) 926-70-38
Факс +7 (495) 989-20-12

Совместное владение воздушным судном

   Стать владельцем легкого самолета – это заветная мечта многих любителей авиации. Учитывая значительную стоимость воздушных судов и затрат на их эксплуатацию цель может оказаться не такой легкой. Цена частного самолета начинается от полутора миллионов рублей, а после покупки владельца ожидают затраты по оплате хранения, технического обслуживания, страхования и налогов. Один из вариантов уменьшения затрат – коллективное владение воздушным судном. Такая модель владения самолётом получила широкое распространение за рубежом и позволяет собственникам экономить значительные средства, так как они оплачивают лишь часть общей стоимости самолета.

Выгоды от совместного владения самолетом

   Во-первых совместная покупка воздушного судна поможет значительно снизить стоимость владения воздушным судном. Это может стать значительным аргументом в пользу покупки вскладчину, если нет возможности потянуть покупку одному

   Во-вторых, большую часть времени самолеты малой авиации простаивают на земле. По статистике каждый частный пилот в США за год налётывает около 70 часов за штурвалом частного самолета – это менее 1 процента из общего годового часового фонда в 8760 часов, с учетом 365 дней и 24 часов. Даже если на каждый самолет будет приходиться по 12 пилотов, за год самолет все равно будет находиться в воздухе не более 10% фонда возможного времени. До США мы «немного» не дотягиваем в плане развития малой авиации и количества налёта, поэтому у нас этот показатель должен быть еще меньше. То есть техника большую часть времени будет простаивать и не окупать вложенных финансовых средств!

   В-третьих, такое объединение людей сближает авиаторов для взаимного сотрудничества и помогает координировать отработку летных навыков на высоком уровне. Все вместе приводит к появлению летного сообщества, максимального удобного для совместного летного досуга и эффективного обучения.

Решение спорных вопросов при совместном владении

   Полёты на общем самолете могут стать как разумным способом экономить финансы, так и камнем раздора. Хорошо, если партнеры владеют одинаковыми долями воздушного судна. А что, если эти доли разные? Вполне может сложиться такая ситуация, что один из участников будет считать, что имеет преимущественное право пользования самолетом. Конфликт может вспыхнуть и на бытовой почве, если кто-то начнет относиться к самолету недостаточно бережно, или будет зарабатывать деньги тайком от других. Что тогда?

Все должно быть закреплено юридически

    Чтобы такого не произошло лучше всего обсудить все детали совместной покупки с партнером заранее, «на берегу», до заключения сделки. Не стоит откладывать этот важный вопрос в долгий ящик, поскольку потом, когда деньги будут оплачены, договориться будет сложнее. Самое понятное решение с юридической точки зрения – составить соглашение собственников о распределении прав собственности. При совместном владении партнеры будут иметь одинаковые права на самолет, а при долевом доли могут отличаться в зависимости от вклада. В процессе эксплуатации не исключены ситуации, когда доли могут быть изменены, например, если кто-то сделает капитальный ремонт за свой счет. Если же один из партнеров приобретет дорогостоящую гарнитуру, наушники или GPS навигатор, которой будут пользоваться все, то согласно букве закона это оборудование при продаже самолета просто останется с ним. Не хочешь делиться – носи её всегда с собой. Но самое лучшее общее хозяйство всегда держится на принципах взаимной поддержки и взаимопомощи.

   АОПА-Россия подготовила образец договора совместного владения воздушным судном, который можно использовать для юридического оформления.  

ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА (скачать)