межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов

125167, г. Москва,
Ленинградский проспект, 37,
кор. 9, 4-й подъезд, офис №609

mail@aopa.ru
Тел. +7 (495) 926-70-38
Факс +7 (495) 989-20-12

Об изменениях в Федеральные правила использования воздушного пространства

Дата публикации: 2 марта 2017

  2 марта 2017 г., вступило в силу постановление Правительства № 182 от 14 февраля 2017 г. «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации». Постановление вносит ряд изменений в правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138.

  Постановление вводит обязательность разработки аэронавигационных паспортов для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации, но только в случаях, аэронавигационная информация о которых должны быть опубликована в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. Пункт 49 Правил устанавливает, что публикация в документах аэронавигационной информации о расположенных в границах населенных пунктов посадочных площадках позволяет производить посадку и взлет, а также авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами на такие посадочные площадки без наличия у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

  Постановление вносит изменения в пункт 124 Правил, устанавливая обязанность пользователей воздушного пространства, планирующих выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, уведомлять «соответствующие органы обслуживания воздушного движения о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». В пункт 147 вносятся дополнения, определяющие, что «полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения» является случаем нарушения порядка использования воздушного пространства.

  Поправки были подготовлены рабочей группой Минтранса, образованной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. № НЗ-121-Р "Об образовании межведомственной рабочей группы по подготовке согласованных предложений по организации и осуществлению контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации и контроля за использованием воздушного пространства на малых и предельно малых высотах в целях недопущения террористических актов с использованием воздушных судов, а также по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации".

  АОПА-Россия считает, что введённый безусловный запрет выполнения полёта в случае, если уведомление (план полёта) по какой-либо причине не подан в органы обслуживания воздушного движения (ОВД), приведёт к сдерживанию развития гражданской авиации. Кроме того, это неизбежно приведёт к снижению безопасности полётов, при этом никак не изменив ситуацию в части недопущения террористических актов с использованием воздушных судов. Отмечаем, что во всех случаях, в которых воздушные суда гражданской авиации становились целями актов незаконного вмешательства, а также использовались в террористических целях, на соответствующий полёт был подан план полёта. Решать проблему защиты от террористической угрозы путем обязанности подавать план полета, предоставляется нам абсолютно неэффективным.

  В международной практике, а также в стандартах международной организации гражданской авиации (ИКАО), подача плана полёта в органы ОВД для полётов по правилам визуальных полётов (ПВП) или для любых полётов в неконтролируемом воздушном пространстве класса G не является обязательной. Планы полёта подаются по усмотрению пилотов в случае, если пилот (экипаж) желает обеспечить свой полёт услугой «аварийного оповещения» - т.е. уведомления служб поиска и спасания в случае неприбытия в пункт назначения. При этом для услуги аварийного оповещения необходимы дополнительные действия – подача сообщений о задержке, времени фактического вылета и времени прибытия. Без таких дополнительных действия услуга аварийного оповещения предоставлена быть не может.

  В условиях, когда большая часть территории страны не обеспечена устойчивой двухсторонней радиосвязью с органами ОВД на малых высотах и не обеспечена сотовой связью, а абсолютное большинство лёгких воздушных судов не оборудованы средствами коротковолновой или спутниковой связи, обязанность связываться с органами ОВД представляется как фактический запрет выполнения полётов в таких районах.

  Для пилотов сверхлёгких воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, для которых в соответствии с Воздушным Кодексом не требуется государственная регистрация, подтверждение лётной годности и наличие свидетельств членов экипажа, и которые в большинстве случаев не оборудованы средствами двухсторонней радиосвязи, безусловная обязанность подачи плана полёта является существенной нагрузкой, с нашей точки зрения приведёт к уходу выполнения полётов из правового поля. Считаем, что борьба правоохранительных и надзорных органов с такими явлениями станет бессмысленным расходованием сил и бюджетных средств.

АОПА-Россия призывает Правительство:

  Установить критерии отказа в приёме планов полётов и уведомлений, исключив применение планов полёта в контрольно-надзорных целях. Привести сроки обработки планов и подтверждения приёма плана, установленные в ведомственных актах Минтранса в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства.

  Привести требования по подаче планов полётов в соответствие с международной практикой и стандартами ИКАО оставляя за командиром воздушного судна и эксплуатантом окончательное решение о подаче плана полёта при полёте, не требующем диспетчерского обслуживания.

02.03.2017

АОПА-Россия  

www.aopa.ru